Четверг, 17 июня
  • Погода
  • +27
  • EUR3,0262
  • USD2,4954
  • RUB (100)3,4673

Стало известно, за что именно заблокировали TUT.BY

С 18 мая по решению Министерства информации в Беларуси заблокирован портал TUT.BY. Это решение серьезно осложнило работу редакции, а также лишило тысячи читателей возможности пользоваться сайтом и всеми его сервисами. Причиной назвали то, что в ряде публикаций размещалась запрещенная информация, а точнее «информация от имени незарегистрированного фонда BYSOL». И что нарушения выявила Генпрокуратура. Редакция TUT.BY посчитала важным уточнить, какие именно материалы, по решению регулятора, стали причиной полной блокировки сайта.

Стало известно, за что именно заблокировали TUT.BY

Приказ министерства информации «Об ограничении доступа» к порталу TUT.BY под номером 180 был подписан министром Владимиром Перцовым 18 мая.

Фотокопия решения есть в распоряжении редакции портала.

В документе указано, что в соответствии со статьей 38 Закона о СМИ запрещено в СМИ и на интернет-ресурсах распространение информации от имени организаций, которые не прошли в установленном порядке государственную регистрацию. И что Указом президента № 302 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности фондов» определен порядок и условия создания, а также государственной регистрации фондов.

«Деятельность фондов без государственной регистрации является незаконной и запрещается. Согласно информации Министерства юстиции Республики Беларусь, фонд BYSOL не зарегистрирован в Республике Беларусь».

Далее указано: Генеральная прокуратура выявила, что в ряде публикаций на портале TUT.BY размещена «информация от имени незарегистрированного фонда BYSOL». Уведомление об этом от прокуратуры в министерство информации (не в компанию!) № 8.2-13.271 датировано 17 мая, то есть за день до блокировки.

И перечислены пять материалов, причем некоторые из них были опубликованы уже четыре месяца назад, но претензии прозвучали лишь теперь:

  • «СМИ Литвы сообщили о возможных мошенничествах, связанных с переездом белорусов. Что говорят участники конфликта» (публикация от 29 января);
  • «В прошлом году фонд BYSOL собрал почти 3,5 миллиона евро. Посмотрели, на что он их потратил» (2 апреля);
  • «Вместо выплат решили помогать с поиском работы. Как сейчас работают фонды солидарности» (31 января);
  • «Значит, что мы работаем так, как надо». Кто такие основатели BYSOL, на которых завели уголовное дело» (14 апреля);
  • «После заявления Минтруда, что ветераны не получат выплаты к 9 мая, BYSOL запустил сбор. Сколько собрали» (14 мая).

Как итог, министр информации приказал ограничить доступ к TUT.BY и ряду его копий (так называемых «зеркал»).

В этих публикациях было что-то особенное?

Во всех перечисленных публикациях фигурировала информация о работе фонда BYSOL. «От его имени» портал никогда не выступал, не размещал какие-либо реквизиты для перевода денег или призывы жертвовать средства.

В основном, в материалах приводились данные о деятельности инициативы, а также цитаты ее представителей по различным новостным поводам — а сбор, проверка, обработка и распространение информации на общественно важные темы, напомним, и является сутью работы журналиста. Причем в соответствии с журналистскими стандартами упомянутые материалы не обходились одним источником информации, а в зависимости от темы там же использовалась информация от официальных лиц и ведомств страны, других СМИ.

Пока не совсем понятно, в чем именно выражались нарушения — поскольку сам фонд и данные о его деятельности (хоть и преимущественно в негативном ключе) постоянно упоминались даже в материалах государственных СМИ. Например, на сайте «СБ. Беларусь Сегодня» фонд упоминается в 18 материалах, в сюжетах канала ОНТ — как минимум 19 раз, в новостях БЕЛТА — 4 раза, в сюжетах Белтелерадиокомпании — как минимум 8 раз, а на канале СТВ — не менее чем в 9 сюжетах. И единого подхода в наименовании BYSOL там тоже нет: где-то есть указание об отсутствии у фонда регистрации в Беларуси — где-то этого указания нет.

Фонд действительно не зарегистрирован в Беларуси — но при этом имеет официальную регистрацию в Нидерландах. Он был создан в августе 2020-го и за прошлый год общая сумма пожертвований, по данным его основателей и отчету нидерландского бухгалтерского бюро PrimeBridge Netherland B.V., составила 3,5 млн евро — больше всего выплат пришлось в адрес тех, кто остался без работы из-за своей политической позиции.

В апреле Следственный комитет сообщил о возбуждении уголовного дела против двух сооснователей BYSOL — Алексея Леончика и Андрея Стрижака. Их обвиняют в финансировании деятельности экстремистского формирования и подготовке лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок. Мужчины объявлены в межгосударственный розыск, они находятся за рубежом.

Что редакция TUT.BY намерена предпринять?

Порталу и раньше поступали предупреждения от Министерства информации с замечаниями по конкретным материалам, например, перед процессом о лишении TUT.BY статуса СМИ. И каждый раз, получая предупреждения, журналисты вынуждены были вносить изменения в статьи. «Мы работаем в правовом поле, и когда на кону стоит работа редакции и всего портала — мы не вправе поступить иначе, как бы порой абсурдно это не выглядело», — говорят они.

В случае с приказом Мининформа о блокировке журналистам даже не дали времени на реакцию. Более того, по удивительному стечению обстоятельств 18 мая у них пропал еще и доступ к серверам — их физически изъяли в связи с… «налоговым делом». При восстановлении доступа к 20-летней базе новостей TUT.BY они планируют устранить указанные прокуратурой нарушения в надежде, что блокировка не просто политически мотивирована, а закон все еще позволяет обжаловать решение.

Готово ли Министерство информации и Генпрокуратура принять эти правки во внимание и разблокировать портал — другой вопрос.


К слову, за период появления публикаций TUT.BY, к которым позже возникли претензии, на портале вышло еще более 25 тысяч материалов (по грубым подсчетам). Выходит, что доля спорных материалов среди всех остальных — в пределах сотых процента.

Офис и счета компании до сих пор заблокированы

Стоит напомнить, что в день, когда был подписан и исполнен приказ о блокировке TUT.BY, в офисы компании и домой к сотрудникам пришли с обыском представители еще одного ведомства — Комитета госконтроля. Оказалось, 18 мая еще и КГК возбудил уголовное дело против сотрудников компании по обвинению в уклонении от уплаты налогов. Якобы, будучи резидентом парка высоких технологий, ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» получило выручку от деятельности, которая не разрешена резидентам — и это нанесло ущерб государству в особо крупном размере. Не дожидаясь разбирательств и суда компанию в тот же день, 18 мая, еще одним решением исключили из ПВТ.

По «делу TUT.BY» появились новые сведения, которые опровергают обвинение в адрес портала

До сих пор 15 человек по «делу TUT.BY» находятся в следственных изоляторах или под домашним арестом. Причем среди задержанных по «налоговому делу» сотрудников ООО «ТУТ БАЙ МЕДИА» почему-то оказались даже несколько редакторов и журналист, главный инженер и заместитель гендиректора по техническим вопросам, а также руководитель и совладелица другой компании — Hoster.by. Чем это объясняется — доподлинно неизвестно. Следствие взяло подписки о неразглашении с адвокатов задержанных (нельзя даже родным сообщать причину преследования).

Информации об уголовном деле против сотрудников ведущего новостного издания страны до сих пор немного. С момента последних официальных комментариев на этот счет прошло уже три недели.

Кроме того, следствие до сих пор не позволило разблокировать счета компании, чтобы сотрудникам могли выплачивать зарплаты, не говоря о постоянных расходах на аренду помещений и так далее — это делает невозможным существование компании в прежнем составе. Физический доступ в офис тоже до сих пор закрыт, решение — опять же в компетенции следствия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости по теме:
Персоналии:
Владимир Перцов
Поделиться:


Популярное:
В Гомеле продают квартиру за 220 тысяч долларов. Посмотрите, как она выглядит
21588
«Приготовил фреш, отпил и пошел на кассу». В гомельском магазине мужчину без маски отказались обслуживать и вызвали милицию. Решение суда вас удивит!
14292
«Подумал, что лежит рекламный щит». В Гомеле из-за новых «подушек скорости» произошла авария
10786
В детсадах Гомеля откроются группы для детей от одного года. Почитайте, где они будут работать и как туда попасть
8136
В Гомеле задержали молодую маму, у нее дома прошел обыск
7242
В Гомеле на участке Советской, где происходят смертельные аварии, установили искусственную неровность. Поможет ли это избежать новых трагедий?
6574

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: